Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы «Историческая наука и образование в XXI веке»

Когда

23 – 27 марта 2021

года

ГДЕ

Новосибирский государственный педагогический университет

Организаторы

  • Новосибирский государственный педагогический университет, кафедра отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования
  • Институт стратегии развития образования РАО
  • Институт археологии и этнографии СО РАН
  • Институт истории СО РАН

о вузе

Новосибирский государственный педагогический университет

Sed feugiat porttitor nunc, non dignissim ipsum vestibulum in. Donec in blandit dolor. Vivamus a fringilla lorem, vel faucibus ante. Nunc ullamcorper, justo a iaculis elementum, enim orci viverra eros, fringilla porttitor lorem eros vel odio.

НГПУ является самым крупным педагогическим вузом Сибири и Дальнего Востока и занимает лидирующие позиции в регионе по ведущим направлениям педагогической науки, готовит специалистов для различных сегментов экономики (образование, наука, СМИ, бизнес, спорт, управление)

НГПУ – это современный, быстроразвивающийся университет, включающий в себя 10 институтов, 3 факультета, 1 филиал, научно-исследовательские центры и лаборатории, студенческие объединения.

Университет реализует более 500 программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования, имеет свыше 100 зарубежных партнеров.

В вузе обучаются студенты из более чем 30 стран. Основными направлениями научных исследований НГПУ является решение научных и методических проблем сферы образования.


ИИГСО

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исторический факультет – ровесник вуза; в 2004 г. был преобразован в Институт истории, гуманитарного и социального образования. Более 80 лет он готовит специалистов гуманитарного, социального и психолого-педагогического профилей: учителей истории, обществознания, права, мировой художественной культуры, китайского и японского языков; культурологов и музеологов; социальных педагогов и организаторов детского отдыха; археологов. ИИГСО работает в тесном сотрудничестве с Институтом истории и Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук, вузами и научно-исследовательскими институтами России и зарубежных стран.

Выбранный формат конференции подразумевает в качестве основных адресатов преподавателей, аспирантов и студентов педагогических университетов, школьных учителей.

К участию в конференции приглашены ведущие академические и университетские историки, поскольку современный учитель истории не может быть профессионально успешен без понимания методологии истории, источниковедения, историографии, не имея опыта собственной исследовательской работы по предмету.

Среди спикеров – известные специалисты в области педагогики, психологии и методики обучения истории, поскольку без учета возрастных особенностей современных детей, их личностных психологических характеристик, без знания традиционных и «новых» способов организации учебного диалога о прошлом урок истории возможен, но не актуален.

ТЕМЫ ОБСУЖДЕНИЙ:

Как работать с историческими источниками: историки vs методисты

Основные смыслы и функции использования источников в обучении истории. Каким критериям должен отвечать отбор источников? Какие классификации источников «лучше работают»? Какие новые подходы и исследовательские практики анализа источников потенциально могут быть продуктивны для вузовского и школьного образования? Как привлекать учащихся к созданию источников (возможности и ловушки)? Каков потенциал социальных сетей, интернет-библиотек и просветительских проектов в сети для преподавания истории в школе и вузе? Какие вызовы историческому образованию и его источниковедческой составляющей предлагает фолк-хистори?

Научное и учебное историческое познание: теория и практика

Современные дети плохо знают историю или плохо умеют ее изучать: каковы приоритеты исторической подготовки школьников в информационную эпоху? Какой должна быть подготовка выпускников школы / вуза / школьных учителей в области методологии исторического познания? Дискуссионные и «трудные» вопросы истории на школьных уроках истории: зачем они включены в школьную программу и как их изучать? Учебное историческое исследование – «игра в науку», девальвация научного знания или путь приобщения школьников к культуре научного познания? Научно-исследовательская работа: смысл и предназначение в профессиональной подготовке студентов-историков.

История в школе / вузе и «public history»

Public history» и проблематика теории культурного наследования. Как организовать взаимодействие с институтами культуры (театрами, библиотеками, медиа, фестивалями, клубами исторических реконструкций, структурами системы дополнительного образования) с целью формирования исторических представлений? Смысл и возможные результаты таких коллабораций. В чем состоят функции музея и музейных учреждений в контексте современной культуры и посткультуры? Учитель и медиа: какой смысл рассказывать о своей работе в СМИ и социальных сетях?

За страницами учебника: новые интерпретации сюжетов прошлого

Какие исторические сюжеты интересны современным историкам и почему? Как можно изучать различные аспекты прошлого? Какова роль исторической науки и научного исторического знания в становлении коллективных исторических представлений? Какова роль школы, вуза, школьных учителей и университетских преподавателей в формировании этих представлений?

Использование археологических материалов в школьном и вузовском образовании

Как происходит современное археологическое исследование? Какие методы применяют археологи, чтобы ответить на вопросы: когда произошло событие и что это за событие? Как отличить лженаучные сенсации от реальных археологических открытий? В чем заключается интеграция археологических и исторических знаний в учебном процессе?

Региональная история и историческое образование в школе и вузе

Каковы цели изучения истории региона «здесь и сейчас»? Как соотносить глобальную, локальную, разные варианты микроистории и персональную историю при изучении региона? Какие методы и подходы изучения региональной истории России могут быть использованы в школьном историческом образовании и профессиональной подготовке учителей истории?

Преподавание истории России в зарубежных странах

История России на страницах школьных и вузовских учебников зарубежных стран: популярные сюжеты и «белые пятна». «Своя» и «чужая» история – в чем смысл и предназначение? Каково место России в зарубежных концепциях всеобщей истории?

В рамках конференции планируются мини-лекции экспертов и их обсуждение. В связи с эпидемиологической ситуацией конференция пройдет в ZOOM с одновременной трансляцией на YouTube-канале НГПУ.

Программа

23 марта

Открытие конференции

23 марта

«ТЕКСТЫ ПРО ЛЮДЕЙ»: ИСТОЧНИКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ЭГО-ДОКУМЕНТАМИ

23 марта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ, ПРОБЛЕМЫ ИХ ОТБОРА И КЛАССИФИКАЦИИ: ВЕРСИЯ ИСТОРИКОВ

23 марта

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ И ЕЕ ЛИДЕРЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

23 марта

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ: НОВЫЕ ТЕМЫ И НОВЫЕ АКТУАЛЬНОСТИ «СТАРЫХ» СЮЖЕТОВ

24 марта

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ НАРРАТИВОВ

24 марта

ИСТОЧНИК DIGITAL И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ЛОВУШКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

24 марта

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В XXI ВЕКЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

24 марта

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРЕНДЫ

25 марта

PUBLIC HISTORY: МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

25 марта

ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА И НОВЫЕ ТРЕНДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

25 марта

ОБУЧЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ В XXI ВЕКЕ: ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

25 марта

ИСТОРИЯ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

26 марта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ШКОЛЬНОМ И ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

26 марта

УЧЕБНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНИКА И НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: СМЫСЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

26 марта

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ: ВЕРСИЯ ПЕДАГОГОВ

26 марта

НАУЧНОЕ И УЧЕБНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

27 марта

НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ПРАКТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

27 марта

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВАРИАНТЫ ИНТЕГРАЦИИ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

27 марта

В КАКОМ МИРЕ МЫ ЖИВЕМ? ИСТОРИКИ О «ДУХЕ ВРЕМЕНИ» И ВРЕМЕНИ ИСТОРИКА

27 марта

ТРАНСФОРМАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

27 марта

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ

КОНТАКТЫ ОРГКОМИТЕТА


Адрес 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28, учебный корп. 1, ауд. 308, кафедра отечественной и всеобщей истории

КАМПУС НГПУ

1. Учебный корпус №1 (главный вход)
2. Учебный корпус №3 (ИФМИП, ФФК)
3. Учебный корпус №4 (ИМиСК)
4. Учебный корпус ИКиМП
5. Учебные мастерские ИФМИТО
6. Стадион
7. Общежитие №1
8. Общежитие №2
9. Общежитие №3
10. Общежитие №4
11. Столовая учебного корпуса №1
12. Актовый зал учебного корпуса №1