МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ФГБОУ ВО «НГПУ»

Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья

15

бюджетных мест


10

внебюджетных мест


70 000

рублей


Заочная

форма обучения

О программе

Обучение по данной магистерской программе подготовит вас к осуществлению профессиональной деятельности в области образования детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, реализуемого в условиях различных государственных и частных образовательных организаций, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Объектами профессиональной деятельности являются коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы, а также коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.

Специалисты, прошедшие обучение по данной программе, подготавливаются к решению целого ряда задач в таких видах деятельности, как коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная и профилактическая. Кроме того, уровень высшего магистерский образования предполагает сформированные компетенции к научно-исследовательской деятельности и преподаванию.

Кто может обучаться на программе?


Если вы имеете соответствующее образование - бакалавриат, специалитет либо магистратура другого профиля

Если в своей профессиональной деятельности вы ориентированы на исследовательскую работу, а также преподавание

Если вы хотели бы расширить сферу своей профессиональной деятельности педагога, психолога, дефектолога

Обучение

СРОК ОБУЧЕНИЯ

2 года и 5 месяцев

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ

Русский

Список дисциплин

• Современные проблемы науки и специального дефектологического образования
• История и философия специальной педагогики и психологии
• Сравнительная специальная педагогика
• Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
• Подготовка и редактирование научных текстов
• Профессиональный иностранный язык
• Информационные технологии в профессиональной деятельности
• Методология психолого-педагогического исследования
• Сравнительная специальная психология
• Медико-биологические проблемы дефектологии
• Проблемы дифференциальной диагностики развития
• Диагностика социально-перцептивных и коммуникативных состояний с ограниченными возможностями здоровья
• Статистические методы в специальном психолого-педагогическом исследовании
• Личностно-рефлексивный тренинг
• Психологическое консультирование участников образовательного процесса
• Социальная адаптация и реабилитация детей с сенсорной патологией
• Социальная адаптация и реабилитация детей с интеллектуальной патологией
• Социальная адаптация и реабилитация детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы
• Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности
• Социокультурные основы развития специального образования
• Компьютерные технологии в специальном образовании
• Психологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального обучения
• Организация региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
• Международный опыт социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
 

Трудоустройство

Кем и где вы сможете работать после освоения программы?

Преподавателями в высших и средне-специальных образовательных учреждениях по подготовке дефектологов

Специалистами психолого-медико-педагогических консультаций разного уровня в реабилитационных и психологических центрах, в службах ранней помощи

Учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками) в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогами-дефектологами, осуществляющими индивидуальное обучение детей с ОВЗ в условиях домашнего обучения

Руководителями методических служб и других структурных подразделений образовательных организаций разного уровня

Учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками) в дошкольных образовательных организациях и в организациях дополнительного образования (домах детского творчества)

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация поводится в форме защиты магистерской диссертации, в которой находят отражение результаты исследования, осуществляющегося в течение всего срока обучения в магистратуре.

Примеры научных направлений (темы работ):

Успешность освоения адаптированной программы детьми с расстройствами аутистического спектра

Арт-терапия как средство коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью посредством информационно-коммуникационных технологий

Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие познавательного интереса у младших школьников с расстройством аутистического спектра

Организация процесса коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Социальная перцепция во взаимоотношениях между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческого мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского технопарка

Применение системы альтернативной коммуникации для коррекции поведения детей

Базы практики

1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 209»

3. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1»

4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат №12»

5. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37»

6. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39»

7. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 311 компенсирующего вида»

8. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка-детский сад № 501»

9. Государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

10. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун Синдром» г. Новосибирска»

Педагоги

Агавелян Оганес Карапетович

руководитель программы, доктор психологических наук, профессор

Научное мировоззрение этого ученого формировалось под воздействием замечательных советских дефектологов Т.А. Власовой, В.Г. Петровой, В.И. Лубовского, Х.С. Замского, К.С. Лебединской, Ж.И. Шиф и многих других. О.К. Агавелян является учеником, аспирантом и продолжателем научной школы М.С. Певзнер.

Автор более 90 научных работ, опубликованных на русском и армянском языках


Сфера научных интересов:
Общение детей и подростков с умственной отсталостью; социально-перцептивные процессы учителя специальной школы; невербальная коммуникация; олигофренопсихология; компетентностная модель дефектолога; социально-психологический подход в специальной психологии и педагогике

Агавелян Рубен Оганесович

доктор психологических наук, профессор, Почетный работник общего образования Российской Федерации, директор Института детства НГПУ

Научное мировоззрение складывалось на стыке инженерии, специальной психологии и педагогики. Под научным руководством Н.Г. Лутонян и академика В.И. Лубовского им разработан концепт ведущей роли эмпатии и социально-перцептивных процессов в деятельности специалиста-дефектолога.
Руководитель экспертной группы по аттестации учителей – дефектологов Главной аттестационной комиссии Новосибирской области. Член экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка Новосибирской области. Член диссертационного совета Д 999.229.02 на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Сфера научных интересов:
Современные подходы в обучении и воспитании детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное образование (повышение квалификации) учителей-дефектологов. Ресурсы и технологии сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в современном Вузе.
Пискун Ольга Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства НГПУ

Научное мировоззрение преподавателя формировалось под воздействием известных учёных М.И.Никитиной, Л.М.Быковой, Г.Л.Зайцевой, Л.И.Тиграновой, Г.Н.Пенина, И.А.Михаленковой, Ю.Т.Матасова, Л.Б.Баряевой, Е.Г.Речицкой А.А.Коржовой, Л.В.Кораблёвой и многих других.

Сфера научных интересов:
Эмоционально-волевое развитие и творческая самоактуализация личности (независимо от возраста и наличия/отсутствия нарушений); когнитивное и эмоционально-волевое развитие людей с нарушением слуха; альтернативная аугментативная коммуникация; вербальные и невербальные средства коммуникации; сурдопсихология; сурдопедагогика; дефектология; психология лиц с растройсствами эмоционально-волевой сферы и нарушением поведения; специальная психология;личностно-ориентированный подход в специальном и инклюзивном образовании; культурно-исторический подход в современном образовательном пространстве.
Горбунова Анна Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии НГПУ

Окончила РГПУ им. А. И. Герцена в г. Санкт-Петербурге по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия» (1991), «Дефектология (специальная психология)» (1994). Работала учителем начальных классов, учителем русского языка, педагогом-психологом в специальных (коррекционных) школах. С 1995 года связала свою профессиональную жизнь с системой дополнительного профессионального образования педагогических работников, а с 2011 года осуществляет преподавательскую деятельность в Новосибирском государственном педагогическом университете. Методист высшей квалификационной категории. Сертифицированный федеральный эксперт в сфере дополнительного профессионального педагогического образования. Действительный член союза дефектологов России.

Сфера научных интересов:
Вопросы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС, психологическое сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной организации, тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ткаченко Елена Сергеевна

кандидат психологических наук

Сфера научных интересов:
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Образование обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Социальная перцепция детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальная психология.

Как поступить

Вступительные испытания


Необходимые документы


Сроки приема


Правила приема


Отзывы

Ольга Валерьевна Шилова

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 281 комбинированного вида», руководитель районного методического объединения учителей-логопедов ДОУ Дзержинского района г. Новосибирска

– Являясь дважды выпускницей НГПУ: в 1997 году я получила диплом, а в 2020 году прошла обучение по магистерской программе «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», выражаю глубокую благодарность вузу за высокий уровень образования и педагогической культуры. Вернувшись на родной факультет, который в настоящее время вырос и приобрел статус института, я была приятно удивлена серьезным улучшением материально-технической базы. Здесь созданы максимально комфортные условия для обучения: аудитории оснащены компьютерами, интерактивными досками и удобной мебелью, имеется хороший библиотечный фонд, доступны различные электронные образовательные ресурсы, чистота, соблюдается порядок, царит доброжелательная и деловая атмосфера. В связи с профилем магистерской программы, особенно хочется отметить прекрасно оборудованный ресурсный класс для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Лидия Сергеевна Ляхова

Преподаватель Новосибирского педагогического

колледжа № 1 им. А.С. Макаренко

– В 2017 году я прошла обучение по магистерской программе «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья». Хотелось бы отметить высокий уровень организации обучения, обеспеченный кафедрой коррекционной педагогики и психологии во главе с руководителем программы Оганесом Карапетовичем Агавеляном, который с энтузиазмом передавал нам свой огромный опыт в коррекционной педагогике. Слушать лекции таких педагогов – это большая удача! Мы получили огромный опыт, как теоретический, так и практический. Читая лекции, педагоги рассматривали реальные примеры и проблемы, предлагая нам найти их решение. На мой взгляд, данная магистратура отвечает всем современным тенденциям коррекционного образования. Так, мы проводили научное исследование в области коррекционной педагогики и психологии; моим руководителем был очень профессиональный и компетентный педагог в области коррекционной педагогики и психологии – руководитель ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ Ольга Юрьевна Пискун. Во время обучения в магистратуре мы выросли как профессионалы, как педагоги, как личности.

Екатерина Андреевна Воробьева

учитель -дефектолог 

МБОУ СОШ «Перспектива»

– В 2017 году я окончила НГПУ, получив специальное дефектологическое образование по профилю «Дошкольная дефектология», и поступила в магистратуру. Так как это вторая ступень моего образования, а направления пересекаются, со многими предметами я была знакома еще с бакалавриата, однако именно в магистратуре я изучила их более глубоко. Кроме того, я уверилась в том, что выбрала себе профессию правильно: мне было очень интересно посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы, защищать магистерскую диссертацию. В состав моей группы входили педагоги-практики, работавшие в детских садах и школах: мы обменивались опытом, разрабатывали стратегию преемственности. Я уверена: магистратура нужна каждому специалисту, начинающему свой путь практика. Я очень благодарна нашим преподавателям, своему научному руководителю, своим одногруппникам. Эти люди вносят свой вклад в систему специального образования, в развитие детей с особенностями здоровья. Я испытываю большую гордость за то, что причастна к этому делу, а началось все с того, что я когда-то перешагнула порог института детства НГПУ.

Обратная связь

Контакты

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт детства
Кафедра теории и методики дошкольного образования

Адрес

г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28

Телефон

+ 7 (383) 244-01-56

Email

timdo@mail.ru